конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кукольный театр Испании и Португалии
Испанский кукольный театр в период своего расцвета не сильно отличался от театра Италии. Он также перерос сугубо церковные постановки, выйдя на рынки и площади, а главный герой Италии – Пульчинелло, превратился в Испании в Дона Кристобала Пульчинеллу.
Однако, в отличие от театров Италии, да и практически всей Европы, испанский и португальский театр с церковью никогда не порывал полностью. Даже после ухода из церковных дворов куклы продолжали разыгрывать сценки из Старого и Нового заветов, представляли зрителям легенды о жизни святых, щедро сдобренный средневековой моралью и средневековой же романтикой. Период господства аристократии ознаменовался тогда расцветом интереса к античной культуре, и кукольные театры подхватили этот интерес, выведя на сцену героев мифов и легенд Греции и Рима. Правда, как и вся культура того времени, даже греческие герои не избежали средневековой окраски. Например, смерть античного философа Сенеки куклы изображали как вознесение героя на небеса и возвращение к символам веры и Христу.
Сценки же светского содержания ставились в театрах Испании достаточно редко, хотя, возможно, чаще, чем сценки, изображающие знаменитую корриду.
Влияние Италии больше затронуло внешнюю форму театра и кукол, а вот характеры и сюжеты были полностью переосмыслены, подчиняясь нормам христианской морали, особенностям социального устройства страны и специфике классового расслоения.
Здесь у героя других стран, Пульчинелло, другая роль. Его почти не видно за огромным количеством других героев, отражающих мысли и веяния того времени. Здесь на сцене мы видим героев древней Греции и древнего Рима, колдунов, ведьм, рыцарей и великанов, мавров, святых, отшельников. Сюжеты основываются на старинных сказаниях о рыцарях, историях о путешествиях мореплавателей Испании, популярных тогда романсах. Очень многое взяли эти сюжеты из Дон Кихота, особенно из того фрагмента книги, в котором описывается борьба героя с ветряными мельницами и маврами.
Театр Испании в то время был крайне консервативен. Из всех, пришедших в страну итальянских кукол, прижился в театре только Пульчинелло, да и то, с большим трудом.
Если в Италии или Испании кукольными театрами владели обычно, сами кукольники, придумывавшие сюжеты и ведущие представление, то в Португалии владельцами таких театров были, преимущественно, нищие или калеки. Театр свой они переносили с места на место на собственной спине, спектакли показывали без слов, а сюжетную линию для зрителей разъяснял специально нанятый для этого мальчик-ассистент.