конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кукольный театр в древней Греции и древнем Риме
В силу многих исторических и географических особенностей греческой и римской культур, корни кукольного театра в этих странах напрямую отходят от театров кукол Индии и Египта. Здесь, так же, как в этих культурах, все начиналось с изображений и изваяний божеств, которые принимали участие в религиозных ритуалах и обрядах. Сначала эти фигуры наделялись движением, впоследствии их размеры уменьшались, превращая статуи и изображения в куклы, которые распространились не только в публичных местах, но появились и в частных домах, повторяя те представления, что их владельцы наблюдали в храмах во время религиозных праздников.
Постепенно начали создаваться и первые передвижные кукольные театры, гастролировавшие по всей стране. Они быстро завоевывали популярность в народе, постепенно сходя с рыночных площадей на более серьезные сцены, на которых ранее разыгрывались только эпические трагедии знаменитых поэтов.
Репертуар бродячих театров охватывал самые разные стороны жизни тех времен. Чаще всего разыгрывались пародии на серьезные представления, демонстрируемые в крупных театрах, популярны были и сатирические пьесы на злободневные темы. Куклы высмеивали политиков и даже богов, обличали пороки, критиковали философские школы и самих философов, злословили в отношении куртизанок и поэтов. В то же время, куклы всегда выступали против притеснений рабов и гладиаторов, борясь за человеческие права и свободы.
В Риме театры марионеток тоже были зрелищем весьма популярным. Обычно представления там давались практически или совсем бесплатно, поэтому каждый раз, слыша зов трубы кукольника, огромное количество людей устремлялось смотреть представление.
Основной темой для представлений кукольных театров в Риме были сценки, изображающие жизнь простого народа, достаточно злободневные, полные критики и высмеивания пороков. Язык этих пьес , острый, сатирический и очень меткий, приходился по нраву зрителям. Частенько затрагивались и острые политические темы, за что кукольники, бывало, жестоко расплачивались впоследствии. Известен случай, когда при Калигуле был сожжен автор одной из острых сатирических пьес.
Самым популярным героем римских кукольных представлений был Маккус, персонаж уродливый и горбатый, с огромным животом и длинным носом. Его роль заключалась в том, чтобы смешить публику своими гримасами и криками. За эти громкие крики и постоянное размахивание руками в народе его прозвали Пульчинелло, и имя это, прижившись, перенеслось на героев театров Франции, Испании и Англии, лишь слегка изменившись.