конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Особенности японского театра дзёрури
Как мы уже знаем, конструкция кукол японского театра бунраку отличается своеобразностью. Главное внимание при создании такой куклы уделяется ее голове и лицу – они самый важный элемент представления. Сюжеты театра дзёрури часто основаны на древних японских легендах и божествах, чудовищах и демонах, которые очень любят менять свое обличье.
Например, по ходу сюжета выясняется, что милая девушка с нежным личиком на самом деле страшный оборотень и, чтобы показать перевоплощение, кукловод в самый ответственный момент быстрым движением переворачивает голову куклы задом наперед и убирает назад пышные волосы, открывая звериную морду оборотня, которая раньше скрывалась на затылке куклы. Чаще всего девушки-оборотни носят лисьи морды, так как лиса в японской мифологии существо магическое. Выглядит это довольно зловеще, учитывая заунывную мелодию сямисэна и тревожные напевы гидайю – рассказчика.
Еще страшнее зрителю становится, когда героиня пьесы вдруг оборачивается вампиром. В долю секунды нижняя челюсть юной девушки отпадает, показывая жуткие клыки, из под волос появляются рога, узкие веки широко раскрываются, демонстрируя ужасные глаза, налитые кровью. Зрелище жуткое и завораживающее.
Главная же особенность театра бунраку в том, что на каждую куклу приходится, как правило, сразу по три кукловода. И они не скрыты за ширмой, а управляют куклой прямо на виду у публики. Сами куклы, большие, в две трети роста человека, движутся по сцене, ведомые группкой из трех актеров, которые, кажется, намертво сцеплены друг с другом, так четко и выверено они работают.
Все актеры одеты в черные халаты, на лицах их черные маски. Вообще, цвет в бунраку могут иметь только куклы и немногочисленные декорации спектакля, все остальное окрашено в черный цвет, чтобы не отвлекать зрителя от повествования.
У каждого из актеров свои обязанности. Один управляет только головой, телом и правой рукой куклы, второй — левой рукой, третий ногами, если они есть, или складками одежды, имитирующими движение ног. Работа эта очень трудна, от актеров требуется полная слаженность, которая достигается годами тренировок. Все кукловоды бунраку люди пожилого возраста, ведь на то, чтобы научиться управлять каждой из трех основных частей куклы – голова, тело и правая рука, левая рука, ноги – уходит не меньше десяти лет.
Возможно поэтому, находясь на сцене, артист представляет одно целое с куклой, полностью сливается с ней, творя под звуки сямисэна и пение гидайю настоящую сказку.