конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Санкт-Петербургский Театр марионеток им. Е.С. Деммени. История создания
Петербургский театр марионеток (в прошлом – Петроградский государственный театр Марионеток) датой своего создания считает год 1918. Благодаря энтузиазму и горячей влюбленности в свое дело, группе художников удалось объединиться с такими же единомышленниками для организации кукольного театра. В истории России он стал первым. Надо заметить, что этого события не произошло бы без участия Любови Васильевны Шапориной-Яковлевой, которая была идейным вдохновителем театра. Впоследствии он стал носить ее имя.
«Первые шаги» Петербургского театра
Впервые актеры театра с марионетками вышли на сцену 19 апреля 1919 г. В те годы марионеточное искусство имело другой, более глубинный смысл и значение. Некоторые художники, историки через эту древнюю куклу осмысливали бытие 17-х и 18-х веков. В театре же это происходило посредством постановки старинных пьес, заимствованных из французского культурного наследия.
Развитие
В довоенном становлении театра участвовали многие исторические личности. Известно, что пьесы с французского переводил поэт Георгий Иванов. Куклы и постановочные декорации оформлял Мстислав Добужинский. А Евгений Шварц и Самуил Маршак свои первые пьесы писали для марионеток. Большое значение в развитии театра сыграло и первое его помещение – особняк Александра Гауша. В нем увидели свет первые представления, в числе которых была и «Силы любви и волшебства» (французская пьеса 17-го века), которую считают основополагающей в репертуаре театра.
Одним из первых зрителей в особняке Гауша был Евгений Деммени. Позже он вместе с другими артистами создает театр Петрушки. В 1930 году Театра Марионеток Е. Шапориной-Яковлевой и Театра Петрушки сливаются в одно целое. Так сформировался Ленинградский кукольный театр под руководством Е. Деммени. Впоследствии театр переехал в уникальное с исторической и культурной точки зрения здание на Невском проспекте, где в начале века размещался Концертный зал.
Последующие военные лихолетья оставили свой след на репертуаре театра и на его актерском составе. Почти все призванные на фронт артисты с него не вернулись, а оставшиеся не пережили блокаду. Но театр работал до 1942 года, создавая сюжетные постановки «на злобу дня».
После окончания войны театр возродился с полной силой. Его идейные вдохновители популяризировали само явление театра куклы по всему СССР, открывая филиалы и в других республиках. Сегодня можно сказать, что Ленинградский Театр марионетки был предвестником кукольного театрального искусства, на основах и принципах которого впоследствии развивались другие аналогичные театры.