конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кто же такой Петрушка
Первые упоминания о Петрушке и подобных ему персонажах начали появляться в России примерно в 1840-х годах. О нем писали в дневниках, на страницах очерков о жизни и быте, упоминали в мемуарах. Постепенно петрушка стал практически единственным героем народного театра кукол в России.
Театр Петрушки очень прост и в устройстве и в содержании. Все имущество кукольника составляет легкая ширма, которую можно разложить в считанные секунды и тут же начать представление. Сам кукольник прячется за ширму, а над ней появляется Петрушка. Кукла перчаточная, поэтому в распоряжении кукольника одновременно могут быть всего два героя, хотя больше и не нужно. Опытные кукольники, долго работающие с перчаточным Петрушкой, оттачивали свое мастерство до совершенства, и кукла могла не только кивать головой или шевелить руками, но и воспроизводить довольно сложные жесты, вертеть головой из стороны в сторону.
Петрушка – главный персонаж всех сценок, обладал своими характерными чертами, по которым его узнавали еще на расстоянии. Первая и главная особенность – его голос. Петрушка никогда не говорит обычным голосом, его речь высокая, пронзительная, визгливая, похожая на громкие крики птиц. Такой эффект кукольник создавал при помощи специального пищика, который держал во рту. Звук этого устройства был даже громче шарманки, которая часто сопровождала выступления кукол. Петрушка, со своим высоким голосом, в ярком, чаще всего, красном костюме и с неизменной дубинкой буйствовал на ширме, щедро раздавая тумаки своим недругам – полицейским, цыганам, попам. Зрителям это зрелище нравилось больше всего. Едва заслышав звуки шарманки, со всей деревни или с окрестных улиц сбегались ребята, а взрослые смотрели из окон и кидали кукольникам медяки.
Порядок сцен в представлении с Петрушкой был примерно одинаков. Сначала играла музыка, затем на сцену выходил Петрушка и начинал беседовать с музыкантом. Тот, в свою очередь, живо ему отвечал, активно взаимодействовал, предупреждал об опасности или, наоборот, убеждал сделать что-либо. Эти диалоги в случае с Петрушкой были необходимы, так как пищик делал его речь довольно непонятной, а музыкант, повторяя фразы куклы, объяснял зрителям, о чем идет речь.
Тематика выступлений была примерно одинакова – высмеивание существующих порядков, критика властей, остроты на злободневные темы. Публика всегда активно приветствовала такие выступления, от чего Петрушка всегда пользовался большой популярностью.