конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Японский театр дзёрури
Японский театр кукол – бунраку – искусство очень своеобразное. Спектакли этого театра называют «дзёрури», по имени самой первой героини кукольных театров — печальной принцессы Дзёрури.
Началась история кукольного театра Японии примерно так же, как и в других странах. Родоначальниками театрального искусства стали бродячие монахи, которые путешествовали по всей стране и кормились тем, что пели для желающих баллады о принцессе Дзёрури и других героях, чья судьба была печальна и незавидна.
Со временем к монахам присоединились музыканты, которые сопровождали печальное пение игрой на японском музыкальном инструменте – сямисэне. Звук этого инструмента напоминает горестное мяуканье кошки, и идеально сочетается с печальными повествованиями. А еще через некоторое время к монахам и музыкантам стали присоединяться кукольники, которые воплощали в жизнь слова печальных песен монахов.
До сих пор между учеными и почитателями театра бунраку ходят споры о том, что же в этом театре важнее, куклы или все-таки пение рассказчика – гидайю. Мнения здесь расходятся. Кому-то ближе именно визуальная составляющая – прекрасные куклы и виртуозное управление ими, кому-то больше по душе пение гидайю, который в совершенстве владеет своим голосом, то заставляя его завывать, словно ветер в ущелье, то поднимая высоко, подражая пению птиц.
И декламация основного повествования, и игра на сямисэне в театре бунраку всегда подчиняются определенным канонам, которые полностью сложились еще в середине семнадцатого века. Куклы же совершенствовались непрерывно, техника управления ими усложнялась. В 1734 году, Иосида Бундзабуро, известный кукольник и кукольный мастер изобрел уникальную технику управления куклой, для которой нужно было сразу три актера. С течением времени многие поколения кукольников довели эту технику до полного совершенства.
Основное отличие кукол театра бунраку от других кукол заключается в том, что тела, как такового, у них нет. Голова, руки и ноги куклы крепятся к прямоугольной раме с помощью очень сложной системы нитей. Кстати, ноги в бунраку есть только у персонажей мужчин, да и то нечасто. Обычно движения ног прекрасно передает шевеление складок одежды, которая надевается на раму несколькими слоями и прекрасно имитирует фигуру куклы.
Такой подход к конструкции куклы немного упрощает работу кукловода. Он может быстро сменить голову персонажа в зависимости от того, что требуется по сюжету. Некоторые голову умеют двигать бровями, ушами, губами и глазами, некоторые неподвижны. Руки и ноги тоже двигаются, добавляя кукле живости. А если и их недостаточно, то артист может заменить кукольные руки своими, незаметно просунув их в рукав одеяния куклы.