конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
История кукольного театра в России
О том, какими были кукольные представления в России до девятнадцатого века неизвестно практически ничего. Единственное дошедшее до нас свидетельство говорит о том, что и в восемнадцатом веке можно было увидеть переносные сцены с марионетками. Как правило, кукольники сооружали сцену прямо на себе, обвязывая вокруг тела простыню и поднимая ее вверх. Таким образом, получалась импровизированная ширма, на которой выступали куклы. Некоторые скоморохи вместо простыни использовали доску, на которой были закреплены подвижные куклы. Представления эти были довольно грубыми по содержанию, подчас даже непристойными, из-за чего на бродячих кукольников ополчилась церковь, да и светские власти не оставались в стороне.
Исследователи считают, что эта мода начала зарождаться в России уже после смерти Петра I, который такую забаву не жаловал, считая пустой и бессмысленной. Однако в последующие годы отношение к кукольным спектаклям изменилось. В Россию все чаще стали приезжать европейские кукольники со своими марионетками. Само слово «марионетка» довольно долго в России не использовалось, кукол называли «выпускными куклами» и просуществовало это название до второй половины восемнадцатого века.
Русские кукольные театры стали появляться уже в веке девятнадцатом и довольно скоро появилось два вида кукольных театров. Первый основывался на постоянном усложнении техники работы с куклами, старался поразить зрителя необычными сюжетами, костюмами, экзотическими персонажами. Именно в этой ветви театров начали появляться и развиваться новые виды кукол, складывались постоянные труппы, даже применялась реклама.
Второй вид театра – бытовой, бродячий, созданный для того, чтобы веселить народ в праздники на ярмарках или рынках. Такие театры практически не менялись внешне, да и содержание постановок всегда оставалось неизменным. Сюжеты всех сценок, как правило, были завязаны на одном герое, рассказчик часто переходил от диалогов кукол к общению со зрителями. Зрители же всегда любили сценки, в которых куклы общались между собой, особенно если их реплики были направлены на злободневные события или главный герой постоянно дурачил или наказывал прочих персонажей.
Именно из второго вида кукольного театра и появился, в конце концов, Петрушка, пришедший в Россию через века и страны, но почти не изменивший своего характера.
В конце девятнадцатого века в России сложилось два основных направления кукольных театров: театры марионеток и театры перчаточных кукол.