конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Марионетки Ирана
Марионеткой называется кукла, висящая на нитках и управляемая с помощью этих же ниток, привязанных к крестовине. Среди всех видов марионеток, известных нам сейчас, можно особо выделить два: очень простые куклы, которые управляются всего лишь одной нитью или несколькими, и сложные марионетки, для управления которыми нужны десятки нитей. Как и прочие куклы, марионетки пришли к нам из Азии и если посмотреть на карту и закрасить на ней те места, где такие куклы были шире всего распространены, то можно увидеть, что цветные пятна охватят Иран, Китай, Индию и протянутся до самой Японии.
Первые упоминания о марионетках Ирана можно найти в стихах таких поэтов, как Омар Хайям или Гянджеви Низами. Это говорит о том, что куклы на ниточках были искусством очень древним. Уже в одиннадцатом веке народ Ирана собирался на площадях, чтобы посмотреть на кукольные представления. В стихотворениях поэтов прекрасно описаны и сами куклы, и ковры, по которым они ходят, и даже расписные сундуки, в которые куклы прячутся после выступления. А вот о сюжетах кукольных представлений поэты, к сожалению, умолчали. Исследователи до сих пор, по крупицам собирают сохранившиеся упоминания о спектаклях, чтобы понять, какие же истории разыгрывали старинные марионетки перед иранскими зрителями.
Кукловоды Ирана давали свои спектакли всегда в вечернее время. Обычно в них принимали участие двое актеров и небольшой музыкальный коллектив, как правило, состоящий из барабанщика, скрипача и музыканта с кастаньетами. Актеры же делили обязанности так: главный актер рассказывает зрителям о том, что происходит в пьесе, придерживается сценария и, одновременно, импровизирует, второй актер занимается исключительно куклами.
Представление проводится не просто на открытой площади. У кукол есть своя сцена, палатка высотой в рост человека, со специальным темным задником, на фоне которого по светлому ковру расхаживают марионетки. Главный актер сидит перед палаткой и взаимодействует со зрителями и куклами. На стенах палатки, которые скрыты от зрителей, развешаны марионетки, причем именно в том порядке, в какой они должны появляться на сцене. Здесь же стоит сундук, в котором хранится реквизит.
Кукол театральная группа делала своими руками. Управление было, преимущественно, простое – две или четыре нити, закрепленные на специальной крестовине – ваге. Из-за небольшого количества нитей движения кукол были несколько ограничены. Например, могла действовать только одна рука, а ноги не двигались вовсе, из-за чего куклы ходили вприпрыжку. Тем не менее, они прекрасно справлялись со своими ролями и никогда не оставляли зрителей равнодушными.