конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
История марионеток Италии
В Италии кукольный театр пережил своеобразное перерождение примерно в пятнадцатом веке. Это был переходный момент, когда представления перестали основывать только на церковных и библейских сюжетах и перенесли на более светскую основу. Именно в тот период кукольный театр оказывал огромное влияние на культуру других стран, распространяясь по всей Европе.
В это время куклы становятся более живыми, мастера придают им подвижность и возможность действовать на сцене, а не просто быть продолжением руки кукольника. Марионетки начинают сражаться на мечах, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Импровизация по прежнему сильна и вся подготовка к спектаклю, кроме создания сцены и кукол, проходит довольно схематично. Кукольник устанавливает сцену, решает, сколько кукол будет появляться перед зрителями и примерно набрасывает сюжет. Тематика пьес не меняется на протяжении веков – это и сатира, и подшучивание над власть имущими, и разоблачение пороков. Богатый язык, полный импровизаций и скрытых смыслов, позволял кукольникам достаточно легко обходить цензуру того времени и избегать преследований от жандармов.
Первая половина шестнадцатого века принесла кукольным театрам особенную популярность. Особенный успех всегда сопровождает спектакли с участием Пульчинелло, который в этот период одет в белую одежду с капюшоном, а лицо его скрывает полумаска. Популярность героя привела к тому, что начали создаваться спектакли, в которых участие принимал только он, играя все роли.
Сюжеты театра во многом отражают жизнь и дух тех времен. Когда в стране господствовали аристократы, в театрах ставились пьесы о рыцарях, а в период расцвета буржуазии особой популярностью пользовались комедии с налетом романтики.
Кукольный театр того времени можно назвать главным противником театра обычного, с живыми актерами, выступавшими со сцены. Простых зрителей подкупала именно простота кукол, актуальность сюжетов, смелость, с которой маленькие герои обличали, шутили, порой издевались над сильными мира сего. Куклы защищали опальных ученых, например, Галилея или Джордано Бруно, боролись с существующим политическим строем. Не удивительно, что трудовой народ Италии во множестве стекался на все представления.
Даже в наши дни в итальянских кукольных театрах еще сохранились элементы старого репертуара. Здесь можно встретить обработки давних пьес и средневековых легенд, а главным героем множества постановок является, конечно, Пульчинелло, сам давно превратившийся в легенду.