конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кукольный театр: с чего все начиналось
История кукольного театра уходит корнями в настолько далекое прошлое, что странно даже представить. Первые признаки будущих театров появились еще в те времена, когда люди проводили религиозные церемонии при свете костров. Для отправления религиозных ритуалов жрецы использовали изображения или фигуры богов, которые сначала были статичны, а позже начали переноситься во время церемонии с места на место на плечах самих жрецов. Постепенно фигуры божеств стали снабжать движущимися конечностями, чтобы придать ритуалам больше жизни и таинственности.
Самый древний из известных кукольных театров относится к шестнадцатому веку до нашей эры. Этот театр, найденный во время раскопок в Египте в 1904 году, изображал одну из сцен египетской мифологии, мистерию Осириса и Изиды.
Эта мистерия разыгрывалась в день почитания богини Изида, когда жрецы в костюмах мифических персонажей читали перед зрителями псалмы с историей богини. При этом, они выносили на своеобразную сцену кукол, олицетворяющих действующие лица мистерии.
Если соблюдать хронологию обнаружения кукольных театров в мире, то следующим можно назвать театр, найденный в Индии. Первых деревянных кукол, используемых для разыгрывания представлений, датируют там девятым веком до нашей эры. В то время куклы как раз перешли из храмов в народ и стали демонстрировать не только религиозные обряды и сказания, но и народные рассказы и сказки.
В то время представления разыгрывались не по определенному сценарию, текстов для них не писали. Как правило, кукольники импровизировали, придерживаясь определенной сюжетной линии. Именно поэтому до нас не дошли тексты и содержания кукольных представлений тех времен.
Кстати, именно в Индии впервые нам встречается такой, хрестоматийный для любого кукольного театра персонаж, как Петрушка, точнее, его далекий предок Видушака. Сходство его с кукольным Петрушкой несомненно. Тот же небольшой рост, длинный нос, хитрость, умело замаскированная под глупость и недалекость. Он часто попадает в смешные или даже опасные ситуации, но всегда выходит победителем из любой схватки.
Во всех частях света кукольный театр никогда не обходился без персонажа, олицетворяющего этого героя. Это говорит о некой общности традиций зарождения кукольного театра во всем мире, как и об общности представлений человека того времени о божествах и трикстерах, творцах мира и неотъемлемых спутников всех людей. К тому же, элементы именно той, древней культуры Индии, так или иначе, присутствуют во всех кукольных театрах различных культур, указывая на некие общие корни.