конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кукольные театры во Франции
Как известно, по странам Европы кукольные театры распространились из Италии. Не являлась исключением и Франция. Конечно, до прихода кукольников из Италии во Франции были и свои постановки, но с приходом итальянцев они приобрели настоящую популярность.
История здесь повторилась практически дословно. Сначала представления на сугубо религиозную тему и только на территории церкви, затем отход от церковных традиций и выход на городские площади. Знатные горожане кукольные спектакли не жаловали, считая их грубыми и подходящими только простым крестьянам, а вот обычные жители городов и деревень, наоборот, любили кукольные представления именно за эти качества – грубоватый язык, злободневные сюжеты, простоту.
Появился у французских кукольников и свой герой, потомок итальянского Пульчинелло – Полишинель, в котором воплотились все черты простых жителей Франции – бойкость, склонность прихвастнуть, развязность. И, если до его появления, народ уже воспринимал кукольные представления с большим энтузиазмом, Полишинель снискал поистине всеобщую славу. Занимался он тем же, чем и его Итальянские и Испанские собратья – разоблачал, высмеивал, злословил.
Это был период, когда кукольный театр преследовался не только церковью. Популярность представлений, количество зрителей, приверженность свободе слова сделали кукол самыми большими врагами театра Французской комедии и оперы. Мало того, что куклы пародировали серьезные представления, сходящие с театральных подмостков, так они еще и формировали у своих зрителей неправильное впечатление о том, что происходит на театральной сцене. По сути, куклы в своих сценках давали емкие и не всегда лестные характеристики всем спектаклям, выходящим в театре комедии и оперы. На этой почве происходили даже настоящие стычки между театральными деятелями и кукольниками, доходящие до настоящих погромов.
Если добавить к этому постоянный конфликт кукольников с действующей властью и выступления против существующего режима, можно представить, как непросто жилось кукольным театрам того времени.
Ослабевать популярность кукол начала в девятнадцатом веке, когда страна проходила через волнения и смену политического строя. Тогда куклы начали постепенно уходить с ярмарочных площадей и переселяться в закрытые салоны, где у них появились и новые зрители.
Сейчас во Франции не так много кукольных театров, но те, что сохранились, берегут традиции, оставшиеся с девятнадцатого века, когда представления смотрели, в основном, представители буржуазии. Тогда Полишинель сменился новым героем – Гильомом, выражавшим идеалы буржуазии того времени.