конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Кукольный театр в средневековой Европе
Проследить историю кукольного театра в Европе трудно из-за большого промежутка в каких-либо исторических свидетельствах. Появившись в период Римской империи, он исчезает из поля зрения с ее распадом и появляется только в эпоху Возрождения. Данных о театре той эпохи чрезвычайно мало. Однако известно, что церковь до определенного момента яростно осуждала кукольные театры и кукол, как языческие символы, с которыми так напряженно боролись христиане. Тем не менее, несмотря на гонения и травлю, кукольные театры не исчезли, а лишь ушли в подполье, чтобы позже распространиться по всей Европе. Кукольники скитались по разным странам, пряча своих хрупких актеров под плащами и скрываясь от людей в монашеских рясах.
Только в четырнадцатом веке в литературе появляются первые упоминания о кукольных театрах и изображения нашего старого знакомого, Петрушки, Пульчинелло, Видушака. Он все также горбат, толст и хитер, а оружием его остается все та же палка.
Постепенно церковь сменила гнев на милость, осознав, что куклы — мощное оружие, которое можно обратить против того, что они олицетворяли для церкви ранее – язычества. Стоит заменить старых языческих персонажей новыми, отвечающими всем христианским правилам и канонам, и можно нести в народ новое учение теми способами, которые простым людям близки и понятны.
Постепенно из христианских догматов стала исчезать символика, которую сложно было воплотить в куклах. Если раньше Христос был агнцем, то теперь его стали изображать человеком, а вместе с этим новшеством вернулись в обиход иконы и статуи, но уже не изображающие языческих богов, а соответствующие христианской норме.
В церквях и монастырях активно дают кукольные представления на религиозную тематику, разыгрывая сцены из Библии, жития святых, историю девы Марии. Особенно активно театры выступают в Рождество и на страстной неделе.
Но настроение церкви изменчиво, и все возрастающая популярность кукол становится ей немила. Их снова начинают запрещать, но все безуспешно. Теперь театр не уходит в подполье. С церковных дворов он идет на городские улицы и ярмарочные площади, путешествует по селам и деревням.
Даже обвинения в колдовстве и ереси, которые церковь начала предъявлять кукольникам, не могли уже остановить пестрый поток тележек, перевозивших маленьких деревянных артистов. Они продолжают разыгрывать перед людьми старинные легенды, сказки и все те же сцены из Библии.