конец: 15:00
конец: 15:00
конец: 15:00
Особенности управления театральной куклой
В этой статье мы расскажем вам об основных принципах работы с театральной куклой. Эти технические особенности считаются в кукольном театре негласным законом. Кукла-петрушка во время спектакля ходит по воображаемой поверхности — актеры управляют ею из-за небольшой ширмы, показывая примерно три четверти ее роста. Кукольник перемещается вместе с куклой мелкими шажочками, покачивая рукой, на которую она надета. Такая походка один из самых сложных навыков, которым должен овладеть актер.
Еще одно правило: если кукла говорит — она двигается, а если молчит, то она недвижима, но при этом не безжизненна — актер должен придать ей выразительную позу, или реагировать на слова партнера при помощи жестов. Кукловоду необходимо следить и за направлением взгляда куклы, держать ее прямо и ровно, контролировать весь процесс ее поведения и передать зрителю весь эмоциональный подтекст. Жестикуляция петрушки ограничена, ведь руки не имеют сгибов, но это с лихвой окупается пылким темпераментом персонажа. Петрушка кукла по своему использованию — универсальная и ее можно одевать на любую руку, поэтому часто актер работает одновременно с двумя, надетыми на обе руки.
Непростой момент в работе с такой куклой — удерживание предметов. Петрушка очень уверенно держит предмет двумя руками. А вот если удержать его нужно в одной руке, то без помощи вспомогательных приспособлений не обойтись — поможет проволока, или углубление, в которое можно положить руку куклы.
Тростевая кукла не может так же бойко работать с предметом на глазах у публики. В этом случае ей помогают — прикрепляют предмет к кисти руки при помощи проволоки или резинки. Если кукла появляется с предметом лишь иногда, то для нее подготавливают сменную кисть, и меняют ее по мере надобности за ширмой или развернув куклу спиной к зрителю. Бывает, что кукла держит предмет лишь условно, а на самом деле его придерживает рядом с рукой куклы другой актер. Тростевая кукла управляется при помощи правой руки, а на левую надевают саму куклу. Руки можно менять, если этого требует мизансцена.
Ошибки начинающих кукловодов чаще всего связаны именно с управлением тростями. Они не держат обе трости в руке одновременно, а берут в руки то одну, то другую. Выходит, что кукла двигает только одной рукой, а вторая чаще остается неподвижной в течении всего спектакля. Трости надо держать поближе к телу куклы, чтобы не выдавать их присутствия. Чтобы сделать сложный жест тростевой куклой, необходима помощь второго актера.